Строительство железнодорожного перехода Сахалин — материк может
начаться значительно позже, чем того желает администрация Сахалинской
области. Как сообщил глава Сахалинской железной дороги Сергей Тишкин,
реальные сроки начала строительства — не ранее 2015 года. Такая
задержка связана с необходимостью предварительной модернизации
сахалинской магистрали.
Вчера глава Сахалинской железной дороги (СахЖД) Сергей Тишкин
сообщил, что 2015 год — оптимальный срок начала строительства мостового
перехода остров Сахалин — материк. «На мой взгляд, реализация проекта
реально может начаться в 2015 году, так как требуется большой объем
подготовительной работы»,— сообщил господин Тишкин. По его словам,
администрации Сахалинской области предстоит заказать подготовку
проектно-сметной документации по данному объекту.
Предполагается, что переход соединит станцию Ныш СахЖД
со станцией Селихино, расположенной вблизи города
Комсомольска-на-Амуре. Мост пройдет через пролив Невельского — самое
узкое место между материком и островом. По проекту с материковой и
островной части будет сделана насыпь. Длина перехода составит около 8
км.
Ъ Вопрос о строительстве моста от Сахалина до
материка поднимается с начала прошлого века. Первая попытка была
предпринята в середине XX века Иосифом Сталиным, когда под Татарским
проливом началось строительство тоннеля, остановленное в 1953 году. В
октябре 2005 года заявления о строительстве железной дороги с Сахалина
на материк зазвучали вновь. Тогда начальник Сахалинской железной дороги
Сергей Тишкин сообщил, что «доставлять сжиженный газ с Сахалина вполне
реально в любую точку России». Однако и тогда возведение перехода было
отложено. Обширное обсуждение проекта строительства мостового перехода
началось в 2006 году. В 2007 году проект был включен в ФЦП «Развитие
железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».
В
начале марта 2008 года специалисты 14 проектных и научно-изыскательских
институтов отобрали два наиболее приемлемых проекта строительства
железнодорожного перехода. Первый предполагает возведение глухой дамбы,
обводного канала и моста через него (стоимость около 100 млрд руб.),
второй — тоннельный переход (112 млрд руб.). В настоящий момент вопрос
о том, какой из проектов будет реализовываться, решается федеральным
центром. По словам Сергея Тишкина, вариант с глухой дамбой
предусматривает строительство электростанции, которая бы работала на
морских приливах и отливах, а также связала бы энергосистемы Сахалина и
Дальнего Востока. «Но этот вариант имеет много слабых сторон: в районе,
где предполагается строительство объекта, высокая сейсмичность, слабые
грунты и ряд вопросов, связанных с экологией», — пояснил он.
После определения двух вариантов проектов перехода
сахалинская обладминистрация обратилась в МЭРТ РФ с просьбой ускорить
реализацию проекта и внести корректировки в федеральные целевые
программы «Развитие транспорта РФ на 2010–2015 годы» и «Развитие
железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» с тем, чтобы строительство
перехода Сахалин — материк перенести на 2009–2015 годы. В текущей
редакции этих программ строительство железнодорожного перехода
предполагается после реконструкции СахЖД.
Модернизация, необходимая для прокладки мостового
перехода, предполагает в первую очередь перешивку проложенной на
острове колеи старого японского стандарта ширины 1067 мм на общесетевой
стандарт 1520 мм. Сегодня ОАО РЖД выделяет на перешивку магистрали в
среднем 2 млрд руб. в год. Если не будет поддержки инвестфонда, то эта
работа может затянуться, считает замначальника департамента транспорта
администрации Сахалинской области Сергей Ларионов.
Между тем глава ОАО РЖД Владимир Якунин поддерживает
областные власти в ускорении реализации проект. Во время своей
последней поездки в Хабаровск в феврале 2008 года он заявил, что, с
точки зрения транспортного единства, улучшения условий жизни и труда
россиян, которые живут на Сахалине, проект строительства мостового
перехода должен иметь право на жизнь и реализацию.
Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"
|