В субботу в России в законную силу вступили поправки в закон об
обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).
Значительно повышен лимит страховых выплат в случае ДТП. Кроме того,
теперь можно приобрести краткосрочный полис всего на три месяца.
Впрочем, участники рынка предупреждают, что дешевым он не будет. Но
главная проблема в том, что у многих автостраховщиков еще нет новых
бланков договоров.
Одним из главных новшеств, которые содержатся во вступивших 1 марта
в силу поправках в закон об ОСАГО, стало положение о расщеплении
страхового лимита по рискам жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Раньше
сумма выплаты не превышала 240 тыс. руб. и должна была делиться на всех
потерпевших независимо от их количества. Теперь закон устанавливает
лимит страховой выплаты для каждого пострадавшего в аварии отдельно.
Отныне за вред, причиненный здоровью, можно требовать с
автостраховщиков до 160 тыс. руб., не оглядываясь на других участников
аварии. Важно, что эта норма распространяется и на договоры,
заключенные ранее. Стоит сказать, что, если ДТП повлекло смерть
человека, то сумма выплаты будет разделяться: 25 тыс. руб. пойдут на
организацию похорон, а оставшиеся 135 тыс. – семье погибшего, правда,
при наличии иждивенцев.
Однако ввод долгожданных поправок создал проблему,
поскольку правая рука у нас не всегда согласует свои действия с левой.
Многие автостраховщики попросту еще не знают, как им теперь торговать
полисами ОСАГО. По словам участников рынка, все дело в том, что новых
бланков договоров, в которых был бы указан новый лимит, напечатать и
развезти не успели. Это побудило многие компании выразить серьезную
озабоченность, что в отсутствие регламентирующих документов торговля
полисами может встать.
Угроза в нашей ситуации вполне реальна, хотя и надуманна. Ведь в
федеральном законе формулировки новых правил четко прописаны, да и на
заключенные ранее договоры вступившие в силу нормы также
распространяются. Так что, отмечают юристы, есть бланки или нет –
страховать по-новому компания, даже если очень не хочет, обязана.
Однако со сложностями кому-то из автолюбителей, возможно, придется
столкнуться.
Отметим еще несколько нововведений. Теперь граждане
имеют право требовать взыскания штрафов с автостраховщиков за задержку
в размере 1/75 от общей суммы положенной выплаты за каждый день
просрочки. Однако законом одновременно увеличивается время рассмотрения
документов по страховому случаю в два раза – с 15 до 30 дней, а это,
несомненно, играет на руку страховщикам. Кроме того, если у держателя
полиса нет разногласий с компанией по страховому случаю, он вправе
отказаться от проведения технической экспертизы транспортного средства.
Это по идее должно ускорить процесс получения денежной компенсации.
Кроме того, в конце прошлой недели премьер Виктор
Зубков подписал постановления о других изменениях в ОСАГО. Во-первых,
они отменяют обязанность вешать на лобовое стекло автомобиля стикер,
который извещает автоинспектора, что у владельца машины есть полис. Но
это мелочь – второе новшество важнее. Состоит оно в том, что к
шестимесячным и годичным полисам добавились 3- и 4-месячные договоры.
Сэкономить на них, правда, не удастся. Участники страхового рынка
говорят, что поскольку 6-месячный полис стоит 70% от цены годового, то,
по их расчетам себестоимости и конечной цены страховки, 3-месячный
договор будет стоить порядка 55% от годового. Впрочем, порадуемся за
тех, кто пользуется авто лишь «сезонно». Скажем, только летом для
поездок на дачу. Платить за весь год простоя они теперь не будут.
АНДРЕЙ ДОЛГИХ. «Новые Известия»
|