Сырьевая, монополизированная, огосударствленная
экономика с подорванным доверием к власти — таковы итоги последних
восьми лет работы правительства. Достижения у действующей власти тоже
есть: к ним можно отнести рост благосостояния населения, высокие темпы
роста ВВП, обрабатывающей промышленности и сектора услуг. Однако
«наследство» новому президенту достанется незавидное: ему придется
решать более сложные задачи.
В
успехах правительства по количественным показателям развития экономики
сомневаться не приходится. К такому выводу пришли участники
Экономического клуба, проведенного вчера аудиторской компанией ФБК. ВВП
с 2000 по 2007 год вырос на 72%, промышленное производство — на 56%,
внешнеторговый оборот — более чем в 5 раз, реально располагаемые
денежные доходы населения — почти в 2,5 раза. Одним из главных факторов
экономических достижений, по мнению директора департамента
стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, являются высокие цены на
нефть. Эксперт напомнил, что нефть начала дорожать в момент прихода к
власти Владимира Путина. «Если исходить из средней цены за 1992—1999
годы, то с 2000 года дополнительно получено почти 500 млрд долл.», —
подсчитал доходы экономики руководитель Экономической экспертной группы
Евсей Гурвич.
Эти деньги сыграли важную роль в росте денежных
доходов, зарплат, пенсий, но не в росте ВВП. «По грубым подсчетам, из
среднегодовых 7% роста ВВП на высокие цены на нефть приходится лишь
2%», — сообщил г-н Гурвич. Оставшиеся 5% — неплохой показатель, однако
он ниже темпов роста экономик стран бывшего СССР, не торгующих нефтью.
Потому формулой успеха стал всем известный закон: в стране с переходной
экономикой после спада начинается рост и запускаются рыночные
механизмы. Но этот период прошел, и теперь стране необходима другая
модель экономического роста.
Не столь очевидны и социальные
достижения правительства. С одной стороны, число бедных (с доходами
ниже прожиточного минимума), по данным Росстата, за восемь лет
снизилось почти в 2 раза. Но при этом, по данным статслужбы,
увеличивается расслоение населения. По оценке руководителя Центра
социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, для
бедных инфляция в прошлом году составила около 20% при официальных
11,9%.
К категории «успешных», по мнению Игоря Николаева, нельзя
отнести ни одну из правительственных реформ. При этом наиболее успешные
реформы проводились в период первого срока Владимира Путина. «Первый и
второй срок — будто два разных режима», — заметил Евсей Гурвич. В
начале президентства Путина, по его мнению, реформы проводились очень
быстро, велась качественная экономическая политика, был сделан дизайн
реформы электроэнергетики, много делалось по дебюрократизации. «Во
второй срок вместо построения рыночной экономики начали строить бизнес.
Стали создавать в большом количестве госмонополии. На смену
дебюрократизации пришла бюрократизация. Коррупция стала расти, качество
госуправления — снижаться. А перед выборами ухудшилась
макроэкономическая политика», — сказал г-н Гурвич.
Перед новым
президентом, как отмечают экономисты, стоят еще более сложные задачи. В
краткосрочной и среднесрочной перспективах это инфляция, угроза
мирового финансового кризиса, коррупция и неравенство. В долгосрочной
перспективе — образование, здравоохранение, демография. «Но хоть это и
долгосрочные задачи, ими надо заниматься уже сейчас, иначе через 10—15
лет у России будут неразрешимые проблемы в этой сфере», — говорит
ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.