Микеланджело родился в субботу 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонаротти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.
В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение трёх лет. Именно Гирландайо даёт молодому художнику рекомендацию на учёбу и работу у тогдашнего правителя Флоренции, Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного). С 1490 по 1492 г. Микеланджело учится в школе Медичи, к этому периоду относятся его барельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы».
В 1492 г., после смерти Лоренцо его преемник, Пьеро де Медичи, отказывается поддерживать Микеланджело, и тот покидает Флоренцию, на три года обосновываясь в Болонье.
В 1496 г. кардинал Сан-Джорджо покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: "Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным".
Микеланджело-мощный гений который наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами-Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был, прежде всего скульптор, это ощущается в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчетливой и мощной лепкой объемов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения-статую "Давид" (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме-скульптурную композицию "Пьета"(1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мертвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где но выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541 в той же Сикстинской капелле для папы Льва X исполнил грандиозную, полную драматизма фреску "Страшный суд". Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело-ансамбль площади Капитолия Собор св. Петра в Риме.
Известные работы
Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
Пьета. Мрамор. 1498—1499. Рим, собор св. Петра.
Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей.
Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
Роспись свода Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан.
Мадонна. Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
Капелла Медичи. 1520—1534.
Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Академия изящных искусств.
'МБрут.' Мрамор. После 1539.Флоренция, Национальный музей.
Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Рим, Ватикан.
Микеланджело, Давид. Мрамор 1501—1504. Флоренция,Академия изящных искусств