Достучаться до небес Knockin' on Heaven's Door Производство: Германия, Нидерланды, Бельгия Жанр: фильм действия, криминальный фильм, комедия, драма Тип: полнометражный фильм, 87 мин. Премьера: 20.02.1997 г. Режиссёр: Томас Ян В ролях: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс и другие Краткое содержание: Случайно познакомившихся в больнице, Мартина Брешта (Тиль Швайгер) и Руди Вурлицера (Ян Йозеф Лиферс) сплотила общая беда: жить им, по словам врачей, осталось считанные дни. Поддавшись мгновенному импульсу, Мартин и Руди решают во что бы то ни стало увидеть перед смертью море, о котором в раю только и говорят. Проблема лишь в том, что автомобиль, позаимствованный приятелями, принадлежит гангстеру Куртицу (Рутгер Хауэр) – и в погоню за дуэтом отправляются хладнокровные убийцы, бельгиец Хенк (Тьерри Ван Вервеке) и араб Абдул (Мориц Бляйбтрой). Рецензия: Кто бы мог подумать, что немецкие кинематографисты, поддавшись общемировой моде (естественно, на тарантиноманию), создадут нечто настолько трепетное, трогающее душу, по-хорошему сентиментальное! При этом – словно вторгшись на территорию французов, которые, напротив, параллельно познакомили с излишне жестоким и натуралистичным «Доберманном» /1997/ Яна Коне. Так, быть может, иронические цитаты из «Бешенных псов» и «Криминального чтива», а главное, всё-таки случающиеся на протяжении действия перестрелки и погони на автомобилях – и вовсе являются ложной приманкой для зрителей?! Тем более что главные герои так ли уж случайно носят имена, совпадающие с паспортными данными совсем других голливудских кинодеятелей: режиссёра Мартина Бреста и кинодраматурга Руди Вурлицера, чем косвенно мотивируются отсылки к их творчеству. Вынужденные правонарушения приятелей сродни похождениям и трио отчаявшихся пенсионеров из комедии «Красиво уйти», и разбитного полицейского Акселя Фоули, но в то же время – подёрнуты элегической дымкой, настраивая на созерцательное восприятие мира ничуть не хуже, нежели история «Маленького Будды». А уж растянувшийся поединок с парочкой головорезов в деловых костюмах (особенно выразителен немец Мориц Бляйбтрой в образе изъясняющегося с «арабским» акцентом Абдула!) просто не может не напомнить, скажем, противостояние Пэта Гаррета и Билли Кида… Но в том-то и дело, что нет! Наоборот, дебютант Томас Янн, написавший сценарий совместно с актёром Тилем Швайгером (он уже получил известность по фарсам Зёнке Вортманна), оказывается как никто близок Квентину Тарантино, у которого постмодернистские розыгрыши, напускной цинизм и колоссальное внимание, уделявшееся стилю, вовсе не исключали глубокомысленного содержания и даже наличия непременной морали. Известная (во всех смыслах – кинематографическая) несерьёзность, почти абсурдность ситуаций, проистекающих, будто по воле Фатума, доброго для людей хороших и ничего не обещающего тем, кто того не заслуживает, создаёт столь необходимый контраст с романтически высокой целью путешествия. И громкий пафос предфинальных кадров с поистине королевским появлением Куртица в, хочется сказать, одухотворённом исполнении Рутгера Хауэра, словно поделившегося безмерной радостью возвращения на Родину, в Нидерланды, уже не покажется фальшивым ни на йоту. И неизгладимое впечатление произведёт картина Моря на закате, являющегося теми самыми Небесными вратами (Heaven’s Door) – сущим пропуском в рай… Остаётся лишь порадоваться за создателей, которым удалось найти ключ к сердцам зрителей-соотечественников: фильм, собрав аудиторию в 3,25 миллионов человек, попал в число лидеров сезона, а среди немецких картин – и десятилетия. Куда досаднее, что за рубежом картина прошла намного слабее и, главное, что следующие работы Томаса Янна были проигнорированы, и небесталанный режиссёр в отчаянии ушёл на ТВ. скачать
|